СТАТЬЯ НАПИСАНА С УЧЕТОМ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ О ПРОПУСКЕ ПЕШЕХОДОВ (С 29.11.2014 ГОДА).
Сразу скажу, что речь сейчас пойдет о том, обязательно ли водителю останавливаться, если пешеход уже начал переходить проезжую часть, но находится ещё за несколько полос до водителя? Или можно, снизив скорость для полного контроля за ситуацией, медленно проехать, если это не создаст помех пешеходу?
ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЧИТАЙТЕ ДО КОНЦА! ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ!
Вопрос этот довольно неоднозначный. И, хотя из смысла Правил дорожного движения и КоАП РФ, вроде бы можно прийти к более-менее однозначному ответу, но при изучении судебной практики этот однозначный ответ рассыпается в пыль.
Начнем по порядку.
Пешеходы имеют преимущество в движении по проезжей части как минимум в двух случаях.
Случай I
п. 13.1 ПДД: если водитель на перекрестке поворачивает направо или налево, то он должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Тут, вроде бы, всё просто. Понятие «уступить дорогу» в п. 1.2 ПДД не заставляет водителя обязательно останавливаться. Водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это вынудит пешехода изменить скорость или направление своего движения. Поэтому, если дорога имеет несколько полос, и пешеход только начал переходить проезжую часть с другой стороны (и между ним и водителем ещё несколько метров), то создать помех водитель не может, а, значит, и останавливаться, вроде бы, не надо.
Но даже в таком простом вопросе при изучении судебной практики мне довелось увидеть решение судьи с совершенно противоположным выводом.
Случай II
п. 14.1 ПДД: Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
После изменений в ПДД, вступивших в силу с 29.11.2014 г. здесь также говорится «уступить дорогу». То есть теперь прописано более понятно, т.к. понятие "уступить дорогу" разъяснено в ПДД (в рассматриваемом случае водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это вынудит пешехода изменить скорость или направление своего движения).
По сути дела, при изменении формулировки пункта 14.1 ПДД смысл не изменился. Ранее водителю было дано право выбора – снизить ему скорость или же остановиться, для того, чтобы пропустить пешехода. Теперь водитель также сам выбирает - продолжать ему движение или остановиться перед переходом, но при главном условии - не нарушить преимущество пешеходов.
То есть, если водитель проехал по переходу, когда пешеход переходит дорогу вдалеке, и этот пешеход не снизил скорость и не изменил направление своего движения, то водитель не нарушил его преимущества. Однако, как предугадать поведение пешехода? Это просто невозможно. Кто-то пойдет по пешеходному переходу «напролом», не смотря на едущие машины. А кто-то на широкой дороге остановится за несколько метров до двигающихся машин и испугается переходить (т.е. водитель в этом случае нарушит преимущество пешехода, т.к. вынудит его снизить скорость движения).
В ст. 12.18 КоАП РФ предусмотрено наказание за невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, пользующимся преимуществом в движении (штраф 1500 руб.). Исходя из этой нормы, опять же всё просто. Понятия «уступить дорогу» и «преимущество» даны в п. 1.2 ПДД. И ни одно из этих понятий не обязывает водителя в любом случае прекратить движение, то есть остановиться перед пешеходным переходом.
Поэтому, проанализировав нормы ПДД и КоАП РФ, можно прийти к выводу, что если дорога довольно широкая и пешеход только начал переходить проезжую часть вдалеке от водителя, то водителю не обязательно останавливаться, но обязательно надо полностью контролировать ситуацию. И если придётся, то немедленно остановиться для того, чтобы пешеход мог беспрепятственно пройти.
Правда, есть одно большое НО! При изучении судебной практики складывается вывод, что далеко не все инспектора ДПС придерживаются такого же мнения, кроме того, судьи, являющиеся профессиональными юристами, часто соглашаются с этими инспекторами ДПС и считают, что водитель обязан остановиться перед пешеходным переходом и пропустить пешехода.
Подумаем, почему так?
Представьте себя на месте пешехода (причем, пешеходы – это не только мужчины с сильной психикой, это ещё и хрупкие женщины, пожилые люди, дети). Так вот, если пешеход готов перейти проезжую часть, а водители, хоть и медленно, но продолжают движение, будет ли такой пешеход уверен, что его пропустят водители по всей ширине проезжей части? Пешеход вряд ли рискнет перейти проезжую часть.
И вот противоположная ситуация: пешеход подошел к переходу, и видит, что машины со всех направлений остановились, пропуская его. Он, внимательно следя, не приближается ли какая-то машина на большой скорости, сможет более уверенно перейти проезжую часть.
Именно поэтому можно согласиться и с мнением судей и инспекторов ДПС, которые считают, что водители должны останавливаться перед переходом (п. 14.1 ПДД), или при выезде с перекрестка (п. 13.1 ПДД), если проезжую часть собирается переходить пешеход.
Вывод! Подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу или при выезде с перекрестка, лучше остановиться и пропустить всех пешеходов (конечно, останавливаться следует осторожно, притормаживая заблаговременно, чтобы не создать аварийной ситуации, т.е. чтобы едущие сзади водители тоже успели затормозить).
Обязательно надо следить за окружающей обстановкой и действовать по ситуации, стараясь обеспечить максимальную безопасность.
Ну а для тех, кто уже начал спорить с таким выводом и не хочет останавливаться, приведу простой пример – переход со светофором по требованию. Ведь если пешеход нажал на кнопку светофора, то красный загорится для обоих направлений (по всей ширине проезжей части), и остановиться необходимо всем водителям, как бы далеко от них ни шел пешеход. Так что вывод вполне логичен.
P.S. вообще, нерегулируемые пешеходные переходы не гарантируют безопасность, поэтому при современной интенсивности движения целесообразней обустраивать надземные и подземные переходы и переходы со светофорным регулированием. Только в этом случае можно прийти к более-менее нормальной безопасности для пешеходов. Но в современных условиях, водителям и пешеходам надо быть внимательными, с уважением относиться друг к другу и прежде всего заботиться о безопасности.
Комментарии
Да, имеете полное право чтобы инспектор его пригласил. Так как пешеход тоже участник дорожного движения
Советую Вам повторить ПДД.
это применимо разве что для деревни, в большом городе можно стоять вечно пропуская всех пешеходов!
А ничего что бывают такие пешеходные переходы, на которых пешеходы идут нескончаемым потоком! Тогда как?
И что мы видим из этого! - по сути пешеход нарушил (не выполнил) пункт 4.5 ПДД и должен быть привлечен к административно й ответственности .... и как следствие он является виновником в ДТП))))) Если так разобраться на нерегулируемых пешеходных переходах пешеход имеет преимущество только после того как выполнит пункт 4.5, а не наоборот (права а потом обязанности) в 90х годах раньше в школах сотрудники ДПС проводили мероприятия (Перед тем как начать переход проезжей части убедись что ТС находятся минимум в 50 метрах от тебя и соблюдают скоростной режим... и только после этого начинай движение)
Кто же когда кого должен пропускать????! Исходя из того что описано в автором в его статье.... по сути водитель не должен создавать помех для пешехода когда он переходит проезжую часть НО при условии если пешеход выполнит пункт 4.5 ПДД!!!! и тогда мы обязаны даже остановиться и пропустить.... НО если пешеход не выполнил пункт 4.5 ПДД - что привело к резкому торможению водителем ТС (даже без ДТП) ПЕШЕХОД УЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШИТЕЛЕМ
Если пешеход подошел к краю проезжей части где нерегулируемый пешеходный переход и не начал движение выполняя пункт 4.5 ПДД - получается водитель в праве продолжать движение и не обязан резко останавливаться создавая аварийную ситуацию для ТС других участников движения, что бы пешеход закончил выполнение пункта 4.5 ПДД и преступил к началу движения. Пешеход обязан ждать в соответствии с пунктом 4.5 ПДД! И из этого следует: При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу пешеход вдруг резко начал движение после чего вы резко затормозили ТС а пешеход испугался и изменил направление движения - получается пешеход не выполнил пункт 4.5 ПДД И тут уже нужно штрафовать пешехода а не водителя!
PS - это лично мое логическое умозаключение и может являться не верным, но все предпосылки подводят к тому что оно может быть более верно!
А если та... то должен возместить ущерб! - даже если он и пострадал.... (это логическое заключение в рамках буквы закона и не более....)
Выражение: Пешеход всегда прав! - Не верно!
Как известно в русском языке 4 рода: Мужской, женский, средний и общий и слово морфология слова пешеход - муж. род. Слово пешеход нельзя отнести и к общему т.к. пешеход это не профессия и не черта характера как: Врач, жадина и т.д. В пояснение пешеход - лицо участник движения. Лицо-средний род и половую принадлежность не обозначает. Так, что по существующим законам и правилам водитель пропускать пешеходок не обязан....
Мне была видно начала пешеходного перехода и свою часть. Я выехала, а ща машиной идут пешеходы. Остановиться и пропустить не получилось бы, т.к. их видно их стало только на самом переходе (на нём запрещена остановка). И хоть и скорость была небольшая, пришлось бы экстренно затормозить.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться , если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
А депутаты ГД, проголосовали за очередной повышение пополнение бюджета. Их, как и ДПС, редко интересует безопасность граждан. Исаев сам это подтвердил тем, что ДЛС стали активно работать- штрафовать, только когда подняли тариф.
1. Пешеход прав, пока жив;
2. В Суде уважаемый судья скажет: - Нет основания не доверять сотруднику полиции.
Все ситуации не предусмотришь, но ПДД читать нужно часто и с усердием (особенно комментарии), почему то в нашей стране всю вину перекладывают на водителей автомобилей. А пешеход, велосипедист? Ведь такие же участники дорожного движения.